ОРТЕГА-И-ГАССЕТ  

Если новое искусство понятно не всем, это значит, что средства его не являются общечеловеческими. Искусство предназначено не для всех людей вообще, а только для очень немногочисленной категории людей, которые, быть может, и незначительнее других, но явно не похожи на других.

Анализируя новый стиль, можно заметить в нем определенные взаимосвязанные тенденции, а именно: 1) тенденцию к дегуманизации искусства; 2) тенденцию избегать живых форм; 3) стремление к тому, чтобы произведение искусства было лишь произведением искусства; 4) стремление понимать искусство как игру и только; 5) тяготение к глубокой иронии; 6) тенденцию избегать всякой фальши и, в этой связи, тщательное исполнительское мастерство, наконец; 7) искусство, согласно мнению молодых художников, безусловно чуждое какой-либо трансценденции.

Стилизация предполагает дегуманизацию.

Поэт начинается там, где кончается человек.

Поэт умножает, расширяет мир, прибавляя к тому реальному, что уже существует само по себе, новый ирреальный материк.

Поэзия сегодня – это высшая алгебра метафор.

Метафора – это, вероятно, наиболее богатая из тех потенциальных возможностей, которыми располагает человек. Ее действенность граничит с чудотворством и представляется орудием творения, которое Бог забыл внутри одного из своих созданий, когда творил его – подобно тому как рассеянный хирург порой оставляет инструмент в теле пациента.

Раньше метафора покрывала реальность, как кружево плащ. Теперь, напротив, метафора стремится освободиться от своих внепоэтических или реальных покровов – речь идет о том, чтобы реализовать метафору, сделать из нее res poetica.

Связь нашего сознания с предметами состоит в том, что мы мыслим их, создаем о них представления. Строго говоря, мы обладаем не самой реальностью, а лишь идеями, которые нам удалось сформировать относительно нее. Наши идеи – как бы смотровая площадка, с которой мы обозреваем весь мир.

Художник наших дней предлагает, чтобы мы смотрели на искусство как на игру, как, в сущности, на насмешку над самим собой. Именно здесь источник комизма нового вдохновения. Вместо того, чтобы потешаться над кем-то определенным (без жертвы не бывает комедии), новое искусство высмеивает самое искусство.

"ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВА"


НАЗАД
НА ГЛАВНУЮ

Hosted by uCoz